Межрегиональная конференция "Формирование ценностных ориентиров обучающихся на уроках родного языка"

 


Видеоматериалы

 

 

bancenter1

 

anticor

 ege2019

calendar201718-01

0804161

 

banforwebinar1

russiaRazvit

0109163

 _________________________________________________

 gerbCheRuss

 ГИМН РОССИИ                    ШАТЛАКХАН ИЛЛИ

             (Прослушать)                         (Прослушать)

 MR 18 19

 mmc
banInsta
 
 

0502162  

                                

 

 

Вестник 1 2018

Уважаемые коллеги!


Редакционно-издательский центр Чеченского института повышения квалификации работников образования доводит       

до сведения педагогов республики, что вышел в свет очередной номер научно-методического  журнала «Вестник-Геланча»     
 

 

 

  

 

 

 

Education-Icon

obObraz

 

banobObrazovani


 232333

 

Приказы Министерства образования и науки РФ о внесении изменений в федеральный перечень учебников на 2017/18 учебный год

 


  FORUMM

publicOtchet2017 

 HELPTEACHER

 

 prospect2018

 

vakan

 

Информация о наличии вакантных должностей педагогических работников в общеобразовательных учреждениях Чеченской Республики

 

 

 

 

 

 

 

 

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ - ВАЖНОЕ ЗВЕНО МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

 

Вот уже более десяти лет в Российской Федерации формируется новая образовательная реальность - школа становится ключевым звеном в претворении стратегических планов России, направленных на модернизацию общества и государства.

Образование признается важнейшей социальной деятельностью общества как одно из неотъемлемых условий укрепления российской государственности.

Инновации в образовании происходят на фоне реалий современного мира и закономерно отражают их, являясь возможностью дать достойный ответ вызовам времени.

Логическим завершением инновационных преобразований стали стандарты второго поколения, разработанные Российским Институтом стратегических исследований в образовании. Стандарты, горячо обсуждаемые в средствах массовой информации, одобряемые и критикуемые, продемонстрировав неравнодушие общества к судьбам будущего поколения, стали реальностью новой школы.

В настоящее время мы стоим на пороге новой эры в образовании. С 1 сентября 2011 года начнется претворение в жизнь новой миссии образования - достижение современного качества, соответствующего запросам личности и государства.

В чем заключается смысл новизны, чем прежняя работа учителя будет отличаться от традиционной, в чем видится благо и какие риски будут сопровождать введение новых стандартов - ответам на эти вопросы посвящен августовский сборник нашего института.

Мы решили начать с небольшого анализа роли и места современного учителя в Чеченской Республике. На наш взгляд, такой анализ будет способствовать пониманию миссии учителя в реализации стандарта и даст представление о том, кто он - сегодняшний педагог, каким видится портрет нового учителя, призванного осуществить модернизацию современной системы образования. Это даст возможность оценить реальность выполнения той задачи, которая стоит перед нашей педагогической общественностью, поможет определить вектор дальнейшего движения на пути повышения профессиональной компетенции современного учителя.

По данным входного тестирования слушателей курсов повышения квалификации, в основной своей массе современный педагог - это среднестатистический студент советского периода, не повышавший свою квалификацию на протяжении последних 10-15 лет, мало разбирающийся в вопросах модернизации системы российского образования, слабо владеющий современными образовательными технологиями и с невысоким уровнем профессиональной компетенции. Средний возраст учителя Чеченской Республики - 45 - 50 лет. Необходимо уточнить, что этот портрет мало чем отличается от портрета среднестатистического учителя Российской Федерации. При этом половина учителей нашей республики имеют, как правило, первую и высшую категории. Необходимо отметить, что принятие нового «Положения об аттестации» и ряд мер, принятых министерством образования и науки Чеченской Республики, позволили значительно сократить поток необоснованных заявлений на высшую и первую квалификационную категории. Есть, и так называемые, национальные особенности - кумовство, родственные связи, непреодолимое желание решать вопросы в обход законов и предписаний, ложное понятие чести, достоинства, исключительности права «телефонного звонка». С этими особенностями или ложными понятиями, объявляемыми национальной ментальностью, бороться труднее всего. Поэтому их, на наш взгляд, необходимо отнести к рискам при введении ФГОС.

Следующим риском введения ФГОС мы бы определили отсутствие у большинства учителей умения пользоваться мультимедийным оборудованием. В связи с этим в программу летних курсов для учителей первых классов были включены обучение ИКТ и работа с интерактивной доской. Дальнейшее совершенствование навыков зависит от желания и умения педагогов заниматься самостоятельно, совершенствовать и использовать полученные знания на уроках.

Третье, и на наш взгляд, весьма серьезное препятствие на пути реализации стандартов - это слабая коммуникативная компетенция части педагогов общеобразовательных школ. На курсах повышения квалификации при демонстрации активных и интерактивных форм работы диалог с педагогами чаще всего заканчивается двумя-тремя предложениями, сказанными на русском языке, а затем следует просьба продолжить его на родном, при этом часто делается ссылка на право говорить на нем. Однако, демонстрация этого права не идет дальше бытового изложения событийного ряда, то есть, большинство педагогов, к сожалению, не умеет внятно излагать свои мысли ни на родном, ни на русском языках.

Мы часто утверждаем, что качество образования не может быть выше качества самих учителей, преподающих в этой системе, подразумевая под этим то, что сможет ли «неговорящий» учитель научить красноречию своих учеников? Сможет ли учитель, не владеющий умением анализировать текст, сформировать у школьников это универсальное учебное действие? Эти факторы, безусловно, осложняют переход к новым стандартам и усиливают риски достижения новых результатов в образовательном процессе.Однако, эти препятствия можно преодолеть, повысив квалификацию учителя, занявшись его переподготовкой. Самый большой риск связан с неверием учителей в возможности модернизации, нежеланием настраиваться на перемены, сопротивлением новому и неприятием его.

Как правило, дискуссия о необходимости модернизации заканчивается ссылкой на лучшую в мире советскую школу, безответственных родителей, низкую заработную плату учителя и престиж профессии, который «упал» ниже этой самой заработной платы. Это является свидетельством смещения акцентов в понимании предназначения педагога, как в самом государстве, так и среди общества. Постоянные нападки на школу, обвинения учителей в несостоятельности поставили образование в роль подсудимого, вина которого в доказательстве не нуждается. В последнее время на школу списали все «грехи» общества, неудачи в экономике, провалы в политике. Родители и государство в обиде на учителя - учитель справедливо считает, что государство в неоплатном долгу перед ним. В этой ситуации необходимо принять настоящее, поняв неизбежность и неотвратимость перемен. И дело вовсе не в том, что советская система образования оказалась несостоятельной. Это была система своего времени. Но время изменилось. На смену промышленному веку пришла эра информационных технологий. Мы с вами каждый день в повседневном быту наблюдаем, как одни технологии сменяют другие. Мы еще не успели освоить одну модель интерактивной доски, а на рынке уже появилась новая. В современных российских школах активно внедряются новые технологии. Существуют образовательные учреждения, напичканные современным мультимедийным оборудованием, где дети в школу ходят не с портфелями, а с планшетками. Задумайтесь на секунду - куда эти технологии могут нас привести завтра? Нужна ли будет ручка и тетрадь в школе будущего, если уже сегодня четырехлетний ребенок без всякой азбуки и каллиграфии может самостоятельно, выбрав нужный смайлик, отправить полное эмоций письмо папе, находящемуся на другом конце света? А вы сами как приверженцы старой системы, хотя и не гнушаетесь плодами цивилизации в виде телефонов, давно ли писали письма своим близким и знакомым? Возможно, и в вопросах чтения мы с вами не совсем правы. Нет времени у современного вундеркинда сидеть над 4-мя томами «Войны и мира». Да и зачем, когда это же произведение можно послушать как аудиокнигу между делом, занимаясь еще чем- либо полезным. Все свидетельствует о том, что мы с вами безнадежно отстаем от наших детей, называемых поколением NEXT. Между нами и ними - пропасть, которая имеет тенденцию к увеличению. Все наши попытки «вразумить» нынешнее поколение вызывают у детей только улыбку, потому что им понятно, что нам их уже не догнать. Так стоит ли заниматься делом неблагодарным и прозябать в чтении моралей и нравоучений? Может, стоит приглядеться повнимательней к этому новому поколению, изучить его запросы и интересы, помочь сделать правильный выбор в глобальном мире открывающихся возможностей, сделать учебный процесс таким, чтобы было интересно, чтобы дети могли не только усваивать знания, но, понимая, что сегодня всех знаний мира в голове не уместишь, научились искать необходимое, пользоваться и применять их жизни? Может, пора к нашему учению добавить и развитие, научить детей мыслить, анализировать, давать оценку себе и окружающим, а самое главное - давайте научим детей не бояться доски, учителя, директора. Давайте не будем их пугать ГИА, ЕГЭ, контрольными, давайте не будем унижать их родителей вызовами к директору. Давайте научимся уважать ученика. А это произойдет только тогда, когда сам учитель перестанет бояться директора, директор - заведующего районо и все участники образовательного процесса поймут, что главное действующее лицо в школе - УЧЕНИК. Поэтому, лично для нас, новые стандарты - это спасительное время перемен, когда каждому в этот момент истины необходимо занять свою нишу, исполнить свое прямое предназначение.

Директору школы необходимо осознать, что не он центр Вселенной в ОУ, хотя и главное, движущее звено, локомотив, от скорости и верности движения которого зависит когда, как и к какому конечному результату придет данный состав. Он - менеджер, управленец, представитель государства на этом участке. По его действиям судят о том, в каком направлении и как строится образовательная политика республики и страны в целом.

Учитель должен усвоить - в школе главный не директор, а ребенок! Это он своим посещением приносит школе деньги, из которых складывается зарплата учителя и директора. Директор призван создать соответствующие условия для учителя, чтобы он хорошо учил и комфортно себя чувствовал; для ребенка, чтобы ему было уютно и хотелось идти в школу и после первого сентября и после девятого класса. Директор несет ответственность перед обществом, государством и родительской общественностью за результаты образования. С точки зрения права, совершенно нормально, что новый закон «Об образовании» нормативно закрепил ответственность организаторов образовательного процесса за качество образования.

Родитель, как правило, не имеет педагогического образования, а поэтому в его обязанности не входит учить и готовить ребенка к школе, он в этом деле не профессионал, он не знает психологических особенностей возрастного периода, не знает, что такое «зона актуального» и «зона ближайшего развития ребенка», не знает, что такое адаптационный период. Он может помочь учителю, если ответственно подойдет к своей главной обязанности - ЛЮБИТЬ ребенка, читать ему сказки, петь песни, гулять, рассказывать самые интересные вещи на свете, которые знают только мамы и папы.

Вы никогда не задумывались над тем, КАК ЧАСТО и КАК мы общаемся со своими детьми? Опросы, приводимые в печати, показывают, что мамы общаются с детьми в день не более 6-10 минут, ну а папы, если они есть, и того меньше. Задача учителя - сделать из родителя помощника и союзника в нелегком деле постижения мира знаний. Времена родительских собраний для порки и битья, как говорится, «канули в Лету». Это теперь «немодное» занятие. Вызов родителя в школу характеризует не родителя, а учителя, который таким образом расписывается в своей педагогической и профессиональной слабости. На наш взгляд в этом и заключается смысл стандартов, призванных изменить не столько само содержание образования, сколько условия организации образовательного процесса, методики и технологии обучения. Смысл стандарта в том, что ДРУГИМ должен стать результат! Главная компетенция, которую должен приобрести обучающийся - это умение учиться, умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими, уметь общаться, быть креативным, социализированным, успешным и востребованным в современном мире. Какой родитель не хотел бы такого результата от школы, и какой родитель откажется помочь организации, гарантирующей счастливого и успешного выпускника? В этом умении сделать школу востребованной и необходимой, интересной для ученика и для родителя и заключается главный результат грамотного менеджмента.

Кто должен обеспечить такой результат обучения? Конечно, директор

-   новый директор новой школы. Конечно, учитель - учитель, мышление которого развернуто на 180 градусов по вектору движения страны.

До тех пор пока у учителя не сформируются мотивы, побуждающие его к творческой деятельности, пока у него не возникнет понимание необходимости своего участия в развитии республики и страны в целом, его непосредственной причастности к совершенствованию мира, никаких изменений не произойдет. Учитель должен поверить в себя. Конечно, повышение зарплаты как стимул для работы учителя - это важный шаг. Трудно не согласиться с тем, что зарплата - это показатель престижа профессии в обществе. Не могу согласиться с другим утверждением, что зарплата прямо пропорциональна качеству преподавания и ответственности учителя за выполняемую работу. Повышение зарплаты с первого сентября на 30 % не поднимет уровень качества обучения на эти же 30%. Не станут посредственные учителя профессиональнее, грамотнее и лучше на 30 % к первому сентября. Ответственность порождает не туго набитый кошелек. Это скорее связано с образом мысли. Не знаю ни одного учителя

-    миллионера от образования. Не думаю, что лучшие учителя республики выбирали профессию по уровню ее оплаты. Учитель не торгует товаром, не думает о высокой прибыли, но, несомненно, должен иметь достойную зарплату, которая свидетельствовала бы о востребованности и уважении к этой профессии в обществе и государстве. На этих принципах и построены требования новых стандартов. Требования, предъявляемые к профессиональной ответственности, к владению предметом, требования креативности и лояльности, уважительного отношениям со стороны учителя к ученику; со стороны родителей - к учителю; со стороны директора и к ученику, и к учителю, и к родителям.

На сегодняшний день школа пока не демонстрирует ответственности за результаты обучения. Как итог мы имеем низкий уровень (менее 40%) предметных знаний, неумение решать задания части «С» в ЕГЭ. Только по предмету «Математика» в республике лишь 10% учителей справляются с частью «С». Особенно серьезная ситуация складывается в старшей школе, где господствует скрытая безработица, когда вакансий в школе как бы нет, но предметы «Математика», «Физика», «Химия», «Иностранный язык» не преподаются. Найти педагога для старшей школы практически становится невозможно, не потому что в педвузы республики не идут учиться, а потому что выпускники этих ВУЗов боятся школы, не уверены в своих знаниях. В свою очередь, недоученные школьники не могут уверенно смотреть в будущее. Становится понятно, почему модернизация общества связывается с образом ребенка. Именно ему предстоит вступить в новую жизнь, которая ему интересна. Он полон надежд, сил, желания созидать, проектировать, исследовать. Он нуждается в том, кто способен ему помочь верно выстроить траекторию его жизненной успешности. Сделать это может только тот, кто сам успешен и востребован, креативен и профессионален.

Учитель « Новой школы» это тот, кому доверено открыть ребенку возможности познания. Он не дает готовых решений, а говорит: «Смотри, как прекрасен мир, как интересно он устроен. Тебе в нем жить. А ты бы хотел узнать об этом мире больше? Хочешь, я помогу (в противовес старому «научу») тебе с этим разобраться? Я покажу тебе мир и открою, как жить с ним в согласии и добре». Дети - это зеркала, где отражаются все наши педагогические находки и открытия, промахи и ошибки. Может ли быть успешный ученик у неуспешного учителя? Главный риск в реализации образовательного стандарта второго поколения - умение донести до учителя значимость его сегодняшней миссии - социокультурной модернизации образовательного процесса, способности воспринять суть преобразований самим педагогом.

Современная модернизация невозможна без человека, гражданина - ответственной, креативной и успешной личности, мотивированной на качественный труд, творчество, непрерывное духовное, профессиональное, социальное и культурное развитие. Наш педагог не заинтересован в современных образовательных технологиях, его уровень социальной культуры зачастую не соответствует запросам времени или безнадежно от него отстает. Наш учитель мало или слабо мотивирован на труд и творчество в профессиональной среде. Поэтому, иногда создается впечатление, что усилия министерства и институтов проходят при безучастном созерцании и непонимании происходящего учительской средой.

Желание изменить ситуацию должно быть сформировано внутри самого учителя, как потребность и необходимость, обеспечивающая комфортное и достойное пребывание в современном обществе, чтобы сформировалось чувство удовлетворения от выполненного перед ним долга. Только так можно обеспечить самоуважение и поднять престиж профессии в обществе. Нельзя в постоянно обновляющемся мире жить знаниями, полученными 20-30 лет назад. Мир давно ушел далеко вперед. Идеи модернизации могут понять лишь те, кто сам движется вперед, постоянно меняясь, не полагаясь на авторитеты прошлого, не поклоняясь прежним кумирам.

Время неумолимо движется вперед, нет шанса запрыгнуть в поезд, мчащийся на полном ходу, но есть шанс остаться на задворках истории, так и не поняв, что произошло в окружающем мире. Утвердить себя в современном обществе можно лишь сформировав адекватную позицию по отношению к тому, что происходит в мире, успев определить свое место в системе меняющихся приоритетов. В современных условиях учитель должен понимать, что он перестал быть определяющим источником норм поведения. Он всегда значим, но уже не обладает прежним авторитетом. Закрепить эту значимость необходимо, пересмотрев свой образ мыслей, увидев себя в будущем и свое место в нем. И дело тут вовсе не в возрасте. Пожилые учителя, приходящие на курсы ИКТ, убежденные в безуспешности и ненужности этой затеи, уходят с надеждой, что не все еще потеряно, что есть и силы, и знания. Приходит понимание, что учиться новому не так страшно, а самое главное - появляется чувство самоуважения и уверенность в себе и своих силах. Это еще раз доказывает, что если помнить, что ты - личность социальная, значит степень твоей адаптации в обществе, твой социальный статус зависит, прежде всего, от отношения к самому себе. Авторы нового Стандарта отмечают, что «никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения».

Миссия новой школы, как мы уже отмечали — объединить детей, учителей и родителей, именно на эту цель ориентирован новый Стандарт. Учитель - главное действующее лицо стандарта, от него зависит успех его внедрения. Следовательно, успешность осуществления новой миссии образования зависит от личности учителя. Если абсолютное большинство учителей, директоров, завучей, работников системы образования проникнутся идеями стандарта, не будут воспринимать стандарты как угрозу их стабильному и беспроблемному существованию, поймут, что это шанс консолидации нации, окажутся способными к конструктивному, осмысленному изменению собственного труда, тогда возникнет то взаимопонимание, образуется та команда, которой под силу будет произвести модернизацию системы республиканского образования.

В настоящее время почти две третьих населения республики так или иначе связаны с системой образования. Конкурсы последних лет в высшие учебные заведения республики показывают высокую мотивацию к получению высшего образования. Это значит, что в вопросы модернизации образования, так или иначе включена большая часть населения республики. Значит, все мы вместе несем ответственность за обучение и воспитание подрастающего поколения. Это главный вектор, по которому движется общество. Следовательно, воспитание можно рассматривать как эффективную социально-педагогическую технологию морального обновления и оздоровления общества. Эта роль образования была отмечена ЮНЕСКО еще в 2003 году при анализе состояния и перспектив развития образования в ЧР в постконфликтной ситуации.

В новых образовательных стандартах второго поколения объединяющим моментом различных общественных сил призваны стать Базовые национальные ценности. Нормативной базой такого объединения в образовательном учреждении должна стать Основная Образовательная Программа (ООП) начальной школы, обеспечивающая взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности. Другими словами, если стандарт - это конституция школьной жизни, то основная образовательная программа образовательного учреждения - закон, определяющий ее уклад. Стандарт призван интегрировать семью и социум, образование и жизнь, личность и общество. От качества этой интеграции зависит в конечном итоге социализация и успешность будущего выпускника, его соответствие заявленному портрету (модели) выпускника - личности, готовой к социальному, профессиональному и гражданскому самоопределению; устойчивой в сложных социально-экономических обстоятельствах и меняющейся политической реальности современного общества. Достигнув этого запланированного результата, определявшего вектор ее развития, образовательная организация может считать свою миссию выполненной. Несмотря на то, что задача нового образовательного стандарта заключается в модернизации системы образования, можно с уверенностью утверждать, что он является реальным инструментом формирования будущего поколения граждан Чеченской Республики.

Г.Б. Эльмурзаева,

 главный редактор, ректор ЧИПКРО

КОНТАКТЫ

ГБУ ДПО "ЧИПКРО"

364037,Чеченская Республика,

г. Грозный, ул. Х. Кишиевой, 30

тел/факс 8 (8712) 21-22-24

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

Loading...