ИНТЕРВЬЮ ПРЕЗИДЕНТА ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ»

   prosv2

      Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию интервью Президента АО «Управляющая компания «Просвещение» В.И. Узуна информационно-аналитическому журналу «Университетская книга»

                Владимир Ильич, в ноябре прошлого года издательству «Просвещение» исполнилось 85 лет. Пользуясь случаем, поздравляю Вас и Ваш коллектив с юбилеем. Расскажите, каковы основные вехи развития издательства, самые яркие издательские проекты за время его существования?

     Спасибо за поздравления, для нас это действительно большая и важная дата. «Просвещение», а тогда оно называлось «учебное издательство «Учпедгиз», было создано в 1930 г., когда молодая республика нуждалась в новых, современных, образованных кадрах, в развитии новой технической школы.  В 1930 г. вышли первые учебники, среди которых «Поход за грамоту» М.Ф.Робинсона и М.Л. Закожурниковой. В 1934–1935-м издательство выпустило учебную литературу для 1–4 классов неполной семилетней школы, которая тогда существовала. Результаты были ошеломляющие: в 1939 г. при проведении переписи населения был сделан замер уровня образованности, и он достиг 89%, а по количеству обучающихся СССР стал первой страной в мире. Это произошло за очень короткий срок. К 40-м годам выпуск учебников достиг 125,5 млн экземпляров в год и включал более 1400 наименований. Издательская деятельность «Просвещения» не останавливалась даже во время войны: за этот период было издано 233 учебника и пособия, а также  принято решение о подготовке учебных изданий для бойцов Красной Армии, в том числе и по русскому языку. В кратчайший срок, в течение двух месяцев двухсоттысячный тираж этих учебников ушёл на фронт.

     Это серьёзные и памятные вехи в истории издательства, и когда начинают говорить о сложностях с поставкой учебников в прошлом году в Крым, я отмечаю, что в нашей истории такие масштабные решения уже были, это заложено в нас серьёзным генофондом.

     После войны мы тоже развивались вместе со страной. В 1951 г. издательство получило государственную премию за учебник по зарубежной экономической географии. В 1960-е-1970-е большое внимание уделялось развитию начального образования, издательство привлекло известных учёных, методистов, академиков: Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова. Мы выпускали практически весь спектр учебников и методических пособий для дошкольного и школьного образования, учителей, методистов. Вы знаете, ещё в 1960-е годы было заложено понятие учебно-методического комплекта (УМК), которое сейчас реализуется современным стандартом. В 1970-е мы пробовали то, что сегодня принято называть вариативностью учебников: тестировали разные линии разных направлений, и ещё тогда было доказано, что сама по себе вариативность не влияет на уровень подготовки. В 1964 «Учпедгиз» был преобразован в «Просвещение». За время своей работы издательство удостоилось 23 государственных премий за разработку учебников и пособий, награждено орденом Красного знамени, памятными знаменами.

          В современной России требования диктует рынок; издательство к ним готово и с точки зрения запросов книготорговых структур, и транспорта, и логистики. Мы активно сотрудничаем со всеми книготорговыми структурами страны: значительную долю своих доходов они получают от учебной литературы и роль «Просвещения» в этом важнейшая. Мы развиваем логистические комплексы, которые позволяют напрямую обслуживать до 25 тыс. школ, даже в таких непростых регионах, как Камчатка, Крым, Северный Кавказ и др.

          Безусловно, рынок требует постоянного развития. И то, что было начато в 60-е-70-е годы прошлого века, сегодня превратилось в конкретные формы УМК. Мы разработали идеологию мотивирующей образовательной среды, объединяющей родителей, учителей, учеников, администрации школ, регионов, страны, работодателей, инвесторов, бюджетные фонды, сделали единую форму учебников, создали комплексный продукт, в который входят не только учебники и методические пособия, но и электронные продукты, модули по подготовке учителей, учебно-лабораторное оборудование, измерительные приборы и система диагностики качества обучения на всех этапах, начиная от раннего дошкольного развития. В 2014–2015 гг. мы продемонстрировали её во всех регионах страны на базе разных учебных заведений в режиме как комплекса, так и отдельных секций.    

         Перспективы нашего развития связаны с профессиональным и высшим образованием, мы разрабатываем систему образования людей на протяжении всей их жизни. XXIвек – это время больших изменений. Уже недостаточно базовых знаний математики, физики, русского языка и литературы, нужны компетенции, коммуникации и личностное развитие, способность к изменениям. Сегодня нельзя получить одно образование по профессии на всю свою жизнь. Технологии меняются очень быстро, поэтому есть система переподготовки, которая позволяет ориентироваться в меняющемся мире. Миссия издательства в этих условиях неизменна: решение актуальных задач образования и страны в целом. Важно подчеркнуть,  за 85 лет те задачи, которые перед нами ставило общество, мы старались выполнять, при этом мы не уходим в другую специализацию, чётко работая в своём сегменте и по своему профилю.      

           В книжном бизнесе Вы уже 25 лет, основанные Вами компании являются лидерами российского рынка, попадают в рейтинги GlobalPublishingLeaders, тем не менее, Вы  – личность малопубличная и закрытая даже для профессионалов отрасли. Расскажите немного о себе. Известно, что закончив философский факультет МГУ в 1991 г., Вы занялись издательским бизнесом, учредив издательство «Олма-Пресс». Почему тогда было выбрано именно книгоиздание?

         Вы знаете, как обычно в основе всех событий – простые человеческие факторы. В данном случае выбор бизнеса был обусловлен дружбой, созданием семьи и тем образованием, которое мы получили. Предложение заняться книгами поступило от моего друга Олега Ткача. Мы с ним с 1984 г. учились вместе на философском факультете и столкнулись с тем, что обучение тогда велось не по учебникам, а по первоисточникам -  редким дорогим книгам, которые студентам были не по карману, да и в библиотеках найти невозможно. Я говорю о Шопенгауэре, Ницше, каких-то неизданных книгах на языках оригиналов. А наши профессора требовали, чтобы мы их читали, и нам приходилось работать с переводами и оригиналами иногда – с мёртвыми языками. Поэтому как только появилась возможность, мы попробовали издать двухтомник неизданных произведений Зигмунда Фрейда. Если помните, в Советском Союзе это была не совсем открытая тема.  Какие-то статьи мы переводили и редактировали сами. Тираж был большим – 100 тыс. экземпляров, и неожиданно оказалось, что это экономически выгодно. Ну а в силу того, что в 1990-е у нас появились семьи и первые дети, новое издательство получило название «ОЛМА» в честь моего сына Максима и дочери Олега Олеси. Мой друг предложил сделать это занятием жизни, тем более что в те времена история философии мало кого интересовала. Так в 1991 г. возникло издательство «ОЛМА пресс», Олег Ткач стал главным редактором, а я занялся административными вопросами.

         От многих издателей, создавших свой бизнес в то время я слышала немало историй о миллионных тиражах, вагонах книг…

          Так оно и было. Мы тогда на практике плохо понимали развитие капитализма. Нас всегда учили тому, что «у капитала страшное лицо», но мы не представляли, что настолько…. Тем не менее, появились свободные ниши, а потребность в литературе в самой читающей и образованной стране была колоссальной. Удавалось находить экономические решения и успешно заниматься предпринимательской деятельностью, тем более что это разрешили. Вы знаете, у меня и диссертация написана по этому поводу: я применил теорию стоимости к ценообразованию на книги, когда от плановой экономики тиражей переходили к рыночной. Ниша была открытой, и экономический факультет МГУ предложил мне заняться этим вопросом.                                     

          Очевидно, что за 25 лет книжный рынок кардинально изменился. Как охарактеризуете его сегодняшнее состояние, перспективы развития, возможности, риски?

           Это вопрос и простой, и сложный одновременно. Если мы говорим о рынке медиаиндустрии, в которую вошло книгоиздание, то он очень сильно вырос, но при этом серьёзно трансформировался. Современные технологии потребовали огромного количества контента. По большому счёту, контент в современной медиасреде сегодня является бесплатным, и инвесторы не хотят вкладывать средства в то, что не принесёт отдачи. В интернет-среде зарабатывают на баннерной и контекстной рекламе, сервисах, но не на контенте. Это стало понятным уже в 1990-х, и последние 15 лет международный рынок книгоиздания шёл по пути слияний и поглощений, потому что сегмент, связанный с бумагой, непопулярен у молодёжи, в некоторых странах считается неприемлемым для экологии, а само требование платить за получение знаний, информации стало экономически невыгодным. Единственное, что в этой сфере органически развивалось, это образовательная литература. Учебная книга авторитетна, она прошла экспертизу и апробацию, даёт определённые образовательные результаты. И во всех государствах существует регламентирующая нормативная база, которая определяет, что и в какой форме давать обучающимся. Это пока ещё защищает сегмент образовательного книгоиздания от того, что происходит с рынком газет, журналов, художественных книг. 

          Безусловно, будут развиваться новые технологии. Поэтому очевидно, что и на рынке учебного книгоиздания произойдёт то же, что и на рынке художественной литературы. Вопрос только во времени. Мы готовимся, ищем новые способы, формы монетизации. А те компании, которые их нашли, очень высоко подняли планку выручки, прибыли и своей капитализации, избавившись от традиционных бумажных изданий, выйдя в цифровую среду. В России это уже происходит. Скорость развития процесса зависит не только от образовательной среды и бизнес-сообщества, но и от волатильности валюты, государственного регулирования системы, в общем, от целого комплекса факторов. Но переход в цифровую среду неизбежен, потому что этого требуют наши клиенты – школьники, молодые учителя, которые всё дальше уходят от бумажных форматов, всё больше требуют бесплатного контента. Как следствие, доходы от традиционных способов производства и продажи будут сокращаться.        

        Последние годы ведущие игроки российского рынка осваивают стратегии слияний и поглощений: объединение «ЭКСМО» с «АСТ» и последующая покупка холдингом издательств «Дрофа» и «Вентана-Граф». Крупнейшей сделкой на рынке было приобретение Вашей компанией издательства «Просвещение» в 2011 г. Каковы стратегические планы: планируете дальнейшую реализацию этой же политики или на повестке дня активное развитие других направлений бизнеса (мебель, игрушки и пр.) и расширение линейки новых продуктов?

         Я наблюдаю за работой коллег на рынке и могу сказать, что слияния и поглощения – это не самоцель, а средство. Вопрос в том, зачем это делается. Мы, безусловно, тоже смотрим на возможные предложения. Это постоянный процесс, который носит циклический характер. Основная стратегия акционеров «Просвещения» – сделать издательство публичным. Компании такого размера, с такими задачами и историей, такой социальной значимости в мире традиционно находятся в открытом пространстве. Чем прозрачнее её деятелньость, тем надёжнее бизнес, спокойнее клиентам. Задача стоит и так непростая – отвечать инвестициями с результатом, отложенным на 10–20 лет. Вы сегодня инвестируете в раннее детство, а результаты работы инженера страна увидит через 15–20 лет. На этом пути много рисков. Уже давно доказано и российскими, и зарубежными учёными, что идеальных учебников не бывает. Все дети разные, и начинается поиск методик, разработка индивидуальных траекторий, поиск моделей развития в достаточно консервативной образовательной среде, которая не любит быстрых и резких изменений. В силу того, что «Просвещение» – издательство-лидер, который понимает свою ответственность, то когда мы работаем с компаниями, у которых более узкие, локальные задачи, нам достаточно сложно войти в сделку – не потому, что сложно купить, а потому, что не очень понятно, что будет после покупки и как она отразится на стоимости компании в целом. Вообще, к любому лидеру рынка предъявляют завышенные требования и общество, и регуляторы, например, налоговые органы, антимонопольное законодательство и т.п. Мы не госкорпорация, а частная компания, тем не менее, работа с государственной системой образования требует раскрытия данных. Нам задают вопросы о структуре себестоимости, и мы обязаны отвечать. Вы понимаете, что в России найдётся не очень много компаний в сфере книгоиздания, которые могут позволить себе иметь, например, аудиторов, обычно эти специалисты работают на объединения. Это тоже не всегда удобно при слияниях и поглощениях, потому что механизмы и способы работы разных фирм индивидуальны, собственники не готовы их менять.

         С другой стороны, у нас большое количество проектов, направленных на органический рост компании. Должен сказать, что активный пятнадцатилетний период слияний и поглощений в мире был связан именно с тем, что органический рост составлял 1-2% в год, и приходилось искать другие варианты. У нас органический рост за последние пять лет составил 400%. Пока мы не исчерпали эти возможности, конечно, мы стараемся инвестировать в собственные проекты, стартапы.  Будем находить баланс между слияниями и поглощениями и органическим ростом.               

         Немало дискуссий в профессиональном сообществе вызвало Ваше прошлогоднее обращение к Президенту РФ с предложением о создании госфонда развития образования, который стал бы оператором программы строительства школ и формирования современного образовательного пространства в стране. Из открытых источников стало известно, что после консультаций Правительство РФ отказалось от идеи учреждения именно госфонда, однако планируется создание межведомственного совета и единой дирекции. По сообщению Минобрнауки России, на программу строительства школ до 2025 г. выделены 2,8 трлн рублей, из них 50 млрд в 2016 г.  Расскажите подробнее о реализации этой инициативы. Насколько формат дирекции  привлекателен для «Просвещения», как издательство намеревается включаться в этот проект?

         Я уже много раз говорил, что в моём письме Президенту речь шла не о создании госкорпорации. Это не наше дело и даже не область наших советов и рекомендаций. Я говорил о проблеме, которая встанет перед нашей страной в течение ближайших 10–15 лет. Дело в том, что в 2025 г. в школу пойдут 3,5 млн новых детей. Это очень хорошо для страны, но это 3,5 млн новых школьных мест, притом что по расчётам Правительства РФ, за эти 10 лет требуется восстановить 3,8 млн «ветхих мест».  Можно сказать ситуация «идеального шторма», когда появилось такое количество новых потребителей, но для которых не обеспечена инфраструктура. И это только материальная часть. При этом внедряются новый Федеральный государственный образовательный стандарт и новые требования к уровню знаний. Письмо было посвящено тому, чтобы объединить решение этих двух задач. Конечно, это не может быть на базе бизнеса, но мы просили, чтобы работа была организована вне системы государственных органов, потому что их задача – это государственная политика в области образования. А консолидировать все решения, связанные с управлением материально-хозяйственной деятельностью, может госкорпорация или госфонд. Собственно говоря, по сути всё, с чем мы обращались, реализовано. Осенью 2015 г. было принято постановление Правительства РФ о программе развития образования до 2025 г., в котором было сказано о решении проблемы новых мест, на это выделены 2,8 трлн рублей. На Госсовете Президент РФ сказал, что страна идёт по этой программе. А что касается конкретной формы, то это не наш вопрос. Жизнь покажет, какая форма управления будет наиболее удачной, Правительство находится в активном поиске.

          Заявлено, что единая дирекция уже создана и в неё вошло 20 человек. Вошли ли в её состав представители Вашей компании?

          Дирекция пока создаётся в рамках Минобрнауки России. Нужно дождаться выпуска постановления Правительства РФ по этому вопросу, выхода правил, устанавливающих отношения дирекции с регионами, а после этого уже думать о том, как выполнять то, что сами попросили сделать.    

          В конце прошлого года руководитель ИГ «ЭКСМО-АСТ» Олег Новиков заявил о выделении 500 млн рублей на ближайшие три года для создания фонда поддержки инициатив в области книгоиздания и образовательной среды, создан общественный педагогический совет, в который вошли президент Евразийской ассоциации оценки качества образованияакадемикВиктор Болотов, директор ФИРОакадемикАлександр Асмолов, ректор МГПУ Игорь Реморенко, директор ЦО «Царицыно» № 548 Ефим Рачевский, ректор МПГУакадемикАлексей Семенов, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. Осуществляет ли подобные проекты издательство «Просвещение»? Расскажите подробнее об этих инициативах. На что конкретно тратятся эти средства, как оцениваете эффективность вложенных средств?

         Опыт коллег лишь подтверждает наши тезисы о том, что инвестиции в образовательную среду необходимы. Система образования недоинвестирована по всем направлениям. Что касается «Просвещения», то ещё в 2013 г. акционеры утвердили ряд долгосрочных инициатив и подкрепили своё решение инвестициями. В декабре 2014 г. мы получили от акционеров 4 млрд рублей на развитие. Но у  нас своя стратегия инвестиций в отрасль. Мы сотрудничаем с конкретными организациями и по конкретным направлениям. Работа ведётся уже более года. Наши стратегические партнёры – Агентство стратегических исследований, Фонд развития интернет-инициатив, дирекция WorldSkillsRussia, центры педагогического мастерства, в которых ведётся разработка новых линеек учебников по естествознанию, СТАНКИН, МГУ, «Артек» и «Сириус». При этом с последними двумя партнёрами мы работаем над созданием линеек учебников по всем предметам, начиная с раннего детства и заканчивая профориентацией и мотивацией на получение профессии. ФРИИ – отличная площадка для стартапов, они хорошо умеют их запускать. Ведётся работа с рядом региональных университетов, у нас много талантливых экспертов в Московской области, в Екатеринбурге, Красноярском крае и других регионах. Безусловно, мы сотрудничаем и с Российской академией образования, это относится к развитию фундаментальной науки и реализации её положений на практике.

         Вообще, программа выстроена на 10-летний период, мы исходим из количества детей, приходящих в школу. Выделены два больших периода по пять лет – до 2020 г. и до 2025-го.

        

         Как оцениваете итоги 2015 г. для издательства «Просвещение»? Что явилось основными драйверами роста объёмов реализации? Каковы соотношения бюджетных и внебюджетных поступлений в доходах? Какие факторы развития, на Ваш взгляд, будут доминирующими в 2016 г.?

         Мы движемся в сторону развития методик, связанных с получением образовательного результата для всех детей на всех уровнях. Ключевые факторы – это обучение учителей, методические разработки, системы измерения качества обучения, фокус на достижение успеха в отдельных предметах и определённых видах коммуникаций, дальнейшее развитие системы книжной торговли, наведение порядка с ценообразованием, развитие современной логистики, введение маркетинговых инновационных технологий, сокращение за счёт этого издержек, увеличение маржинальной прибыли. С точки зрения прибыли издательство выросло, хотя она не была низкой и в 2014 г. Выручка также увеличилась,  несмотря на то, что госзаказ сокращается с 2012 г. Это естественный процесс, он и будет сокращаться в связи с уменьшением количества детей и сложным экономическим положением. В издательстве продолжает снижаться объём бюджетных средств. В этом году его доля уже менее 30%. Но зато мы активно развиваем внебюджетную среду, она более понятна с точки зрения прогнозирования. Мы всё ближе к родительским комитетам, управляющим советам школ, методцентрам, системе подготовки кадров. В этом году начала работать «Академия «Просвещения» – некоммерческое объединение при РАО. Создано более 900 модулей обучения, в этот процесс включились 85 регионов страны. Это уже на платной основе, поскольку курсы рассчитаны на взрослых людей. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет зарабатывать и репетиторством, и дополнительным обучением.

        Бюджет оплачивает то, что входит в Федеральные образовательные стандарты. Но все дети разные, у всех разные потребности, а цель одна – повышать уровень образованности и на уровне ЕГЭ, и на уровне олимпиад, качество коммуникаций и развития свободной личности. Собственно, за это во всех странах платят хорошие деньги. Поэтому создание продукта, обеспечивающего потребности системы, – для нас более важный вопрос, чем поиск возможностей роста в бюджетной сфере, особенно при понимании того, что они будут снижаться. Мы видим будущее в иных продуктах и иных методиках.

       

       В 2015 г. произошли изменения в структуре издательства и создано АО «Управляющая компания «Просвещение». Каковы цели и задачи подобной реструктуризации?

       В объединённой структуре разные организации и разные коллективы. Притом, что в «Просвещении» есть сотрудники, работающие по 20-30 лет, и они продолжают свою деятельность, возникают новые задачи, например создание комплексных продуктов для инженерных и медико-биологических классов, привязанных к стратегии развития того или иного региона, или обучение учителей, или создание инновационных медиапродуктов и т.п.

      Управляющая компания создана по двум причинам. Во-первых, для реализации инвестиционых проектов; во-вторых, для развития холдинга и подготовки его к IPO. Обычно это отдельная специальная функция. Управляющая компания выполняет функцию единоличного исполнительного  органа, её стандарт понятен инвестиционным банкам: Газпромбанку, ВТБ. Это необходимое условие, для того чтобы управлять компаниями и коллективами с разными задачами, различными KPI, разными методиками оценки бизнеса.

       Каковы планируемые сроки вывода на IPO?

       У нас уже четвертый год публичная аудируемая отчётность, поэтому можно было бы говорить об этом уже сейчас. Но, к сожалению, сегодня в стране такая сложная обстановка, что выход на IPO не очень желателен. Мы хотим вывести не просто издательство, а холдинговую компанию «Просвещение» с новыми сервисами. Инвестора будет интересовать развитие – что мы будем делать в ближайшие 10 лет, каковы основные драйверы роста, что мы будем делать на стагнирующем бумажном рынке. Мы пока планируем это на 2017 г., а дальше все будет зависеть от нашей работы, от того, как сложится геополитика, макроэкономика, что будет с волатильностью, уровнем госрегулирования.          

       Очевидно, что сегмент рынка электронного учебника находится в стадии формирования: пока не сформированы ни инфраструктура, ни техническое обеспечение, ни методика обучения. Как оцениваете потенциал этого рынка? Какими видите способы его монетизации? Что, на Ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы сделать э-учебники эффективной частью образовательной инфраструктуры? 

       Я могу встать в один ряд с моими коллегами и долго рассуждать на эту тему. Но скажу, что нужно просто дождаться, когда существующий объективно тренд перехода молодого поколения на цифровой продукт совпадёт с требованиями регулятора, СанПиНами, положениями образовательных программ, техническим оснащением школ, нормативной базой по закрытым данным учеников и учителей. Это просто вопрос времени. Нет причин этому проекту не реализоваться. Самое главное, что в 2015 г. Минобрнауки России обозначило, что электронный учебник является обязательным элементом образовательной инфраструктуры.

       С учётом непростой экономической ситуации планируете ли переиндексацию прайс-листа издательства?

       Очень непростой вопрос. С одной стороны, по объективным причинам за счёт инфляции себестоимость растёт. С другой, государство, которое является главным заказчиком, требует минимального повышения цены, причём жёстко голосует рублём, вплоть до того, что ограничивает бюджеты своим министерствам и ведомствам. Но потребности общества никто не отменял. Поэтому сегодня это «ручной» процесс. На всех этапах мы очень точно, аккуратно работаем с нашими книготорговыми партнёрами над сокращением издержек. Кого можем, переучиваем, внедряем новые информационные технологии. Много лет мы говорили о системе BigDate, но тогда было не до внедрения. Ещё несколько лет назад у «Просвещения» не существовало своего логистического склада, а теперь он есть – современный и большой, и мы вынуждены вкладываться, развивая логистику, как свою, так и партнёров. В прошлом году издательство провело более 300 выездных семинаров, конференций, и мы выходим даже на уровень отдельных школ. Так, административная реформа в Москве сократила количество школ с 2 тыс. до 630, а для нас как было 34 тыс. классов и 1,2 млн учеников, так и осталось. Удержание цен продаж и рост себестоимости при требовании полного раскрытия информации при госзакупках, тем более когда мы единственный поставщик, – дело сложное.

          Ваши читательские предпочтения в жанрах и форматах?

           В силу образования и профессии мне сложно говорить о предпочтениях. Как у любого человека, это длинный список. В нём и М.Булгаков, и У.Грэшем, и Н.Свечин, и ранний Б.Акунин, и Генри Уэйд. Это даже не предпочтения, а образ жизни.

           Основная идея создания «ОЛМЫ» была в том, чтобы сделать  хобби своей работой. Если вы любите книгу, очень здорово прожить в ней. При всех экономических и прочих неурядицах я достаточно комфортно себя чувствую, находясь в компании, которая издала за всё время своего существования более 14 млрд книг – больше, чем всё население Земли.

            Читаю только на бумаге. Конечно, деловую литературу я могу прочитать в электронном виде, приходится много времени уделять аналитике в электронном формате. Но если мы говорим о художественной литературе  для души, то это только печатная книга.             

КОНТАКТЫ

ГБУ ДПО "ЧИПКРО"

364037,Чеченская Республика,

г. Грозный, ул. Х. Кишиевой, 30

тел/факс 8 (8712) 21-22-24

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

Loading...